Профориентационные рекомендации для школьников старших классов

 

Сентябрь - первый месяц осени и первый месяц нового учебного года, на протяжении которого старшеклассникам необходимо будет не только многое познать в науках, но и уделить должное внимание выбору дальнейшей сферы трудовой деятельности.

В данной статье мы познакомим с профориентационными этапами, способствующими правильному выбору профессии.

На сегодняшний день разработано множество методов и методик, позволяющих помочь молодому человеку с выбором профессии, со многими из них возможно ознакомиться самостоятельно, использовав при этом всемирную сеть Интернет.

Но даже пройдя сто тестов и получив по ним результаты в большинстве случаев подростку определиться с выбором достаточно сложно. И прежде всего «сложность» заключается в игнорировании внутренних личностных процессов. Психологические и профориентационные тесты - лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека, прохождение любых тестов - бесцельная трата времени.

Итак, рассмотрим схему профориентации, следуя от одного этапа к другому.

Первый этап: обрисуйте свое «хочу» (желания, склонности, предпочтения) относительно будущей профессии.

Для начала вспомните профессии, которые вам нравились в детстве, которые почему-то привлекают сейчас. Постарайтесь просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально ее получить.

Попробуйте понять, что общего во всех этих профессиях. Может, то, что все они творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Постарайтесь учесть любые сходства, тем самым вы сможете понять, что именно вам важно в профессии.

Далее задумайтесь над вопросом «С какими объектами труда вам наиболее интересно?». С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)? Даже если вы еще ни дня в своей жизни не работали, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут вам ответ.

Рекомендуем обратить внимание: если вы любите сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что вы склонны к работе с техникой: может быть, компьютер для вас в данном случае - просто способ общения с людьми?

Далее постарайтесь составить список своих требований к условиям труда. На улице вам хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? Есть желание работать в тесном общении с коллегами - или полностью в индивидуальном режиме? Важен для вас расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который вы можете регулировать самостоятельно?

С первым этапом разобрались? Тогда идем далее.

 

Второй этап: проанализируйте свои возможности и способности («могу»).

Вспомните предметы, которые вам лучше всего давались или даются в школе; задачи какого типа вам всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у вас больше способностей; какие задачи вы предпочитаете, на четкий алгоритм действий - или творческие.

Оцените свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайтесь на свой опыт, а также спросите у ваших близких, как они вас видят.

Опишите свои личные качества - какой вы человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист?

Оцените свои физические и физиологические возможности, ограничения по здоровью. При выборе некоторых профессий этот факт может быть важным.

 

Третий этап: изучите разные профессии.

Каждая из профессий требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у вас.

С этой целью рекомендуем вам найти и ознакомиться с полной профессиограммой желаемой профессии. Профессиограмма – это полное описание конкретной профессии. Найти данную информацию достаточно легко имея доступ к Интернету.

Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д.

Изучая информацию о профессии, постарайтесь сразу же соотнести требования к личности, которые она дает, с теми своими особенностями, о которых шла речь при рассмотрении первого и второго этапа.

Скорее всего у вас возникнет вопрос - а какие профессии изучать?

Ответ прост - сначала изучите описания тех профессий, которые вас внутренне привлекают. А далее познакомьтесь с большим количеством профессий - родственных тем, что вы выбрали в первую очередь, и даже не родственных: будьте открыты новому, не избегайте вариантов, которые кажутся вам, на первый взгляд, совершенно неподходящими.

 

Четвертый этап: проанализируйте ситуацию на рынках обучения и труда (так называемое «надо»).

Очень важно ознакомиться с информацией о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в вашем регионе. Имейте в виду: если рынок перенасыщен специалистами выбранного вами профиля, то это не значит, что вам необходимо проститься со своей мечтой, это значит то, что вам предстоит стать профессионалом с более высокой квалификацией, чтобы быть конкурентным на рынке труда.

Обратите внимание и на уровень зарплат в интересующих вас отраслях. С данной информацией возможно ознакомиться и на официальном интернет-сайте Республиканского центра занятости, пройдясь по базе актуальных вакансий на предприятиях, организациях и учреждениях Донецкой Народной Республики (http://rcz-dnr.ru рубрика «Населению. Перечень вакансий»).

Обратите внимание и на возможности получения образования по профессиям, которые вы рассматриваете. Обучают ли этой профессии в вашем регионе - или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование - а если нет, то сколько придется заплатить за обучение?

 

Пятый этап: делайте выбор!

Это несомненно самый сложный этап, но учтите и тот факт, что практически невозможно сделать выбор однозначным, даже если вы учли все выше перечисленные факторы. Возможно сложится такая ситуация, когда одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы - но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для вас, но не даст возможности самореализоваться. А третья полностью подходит вам по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в вашем регионе.

Итоговое решение будет только вашим. Но не мешает и помнить, что сделанный вами «сегодня» выбор это всё-таки не приговор. Позднее вы сможете сменить профессию, если окажется, что выбранная - не для вас. Ко многим людям это понимание приходит в зрелом возрасте. В случае неопределенности выберите оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.

 

Желаем удачи!